пятница, 26 февраля 2016 г.

Экономика 10 класс

Конспект лекций и темы для рефератов
 Тема: предпринимательство.
         Предприниматель, предпринимательство- эти понятия впервые использовал англ. экономист Ричард Кантильо (1680-1734). Он охарактеризовал индивидуального предпринимателя (ремесленника, фермера, купца) как индивидуального производителя и собственника, деятельность которого связана с определённым хозяйственным риском.
         Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
         Эффективность предпринимательской деятельности оценивается размерами полученной прибыли.
         Выгода для государства:
         -источник дохода в бюджет страны;
         - занятость населения;
         - сохранение народного ремесла;
         - экономический рост;
         -рыночные отношения.
         Выгода предпринимателя:
         - доход;
         - самотрудозанятость;
         - свободный график работы;
         - «сам по себе»;
         - «сам на себя».
Виды предпринимательской деятельности:
1.     Производственная деятельность:
- производство товаров и предоставление услуг.
         2. Посредническая деятельность:
         - коммерческая
         -финансовая
         - страховая
         - консультационные услуги.
Посредничество- объединяет интересы производителей и потребителей по разным направлениям деятельности.
Посредники- фирма или отдельные люди (агенты, брокеры, дилеры, маклеры и т.д.) которые на профессиональной основе за определённую соглашением плату способствуют установлению деловых партнёрских контактов, связей, заключению контрактов на куплю-продажу товаров, ценных бумаг и т.п.
Коммерческая деятельность- один из видов торгово-посреднической деятельности, связанный с непосредственной реализацией товаров (подготовка товаров к продаже, заключение соглашений, организацию оборота товаров и услуг и т.д.)
Финансово-кредитная деятельность- охватывает направления: банковское дело, страхование, лизинг, деятельность на рынке ценных бумаг. Этим занимаются страховые или аудиторский фирмы или многопрофильные финансовые группы.
Консультационные услуги (консалтинг)- специалисты предоставляют консультации по разным вопросам: общего управления предприятием; управления финансовыми потоками; изменение форм собственности; изучение ситуации на рынке и т.д.
Формы предпринимательства:
         - частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
         - государственное предпринимательство- первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержке занятости, стимулировании научно-технического процесса.
         Государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.
         Располагая финансами государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно её покупателя, что придаёт определённую стабильность рынку.
         - индивидуальные предприниматели- физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИПБОЮЛ).

Предпринимательство может осуществляться:
         - юридическими лицами;
         - физическими лицами.
В России, как и во многих других странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо- зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юр. лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.
Физические лица- любой гражданин независимо от его пола, возраста, национальности, физических данных, места проживания; обладает дееспособностью; полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.


Тема: конкуренция и рынок. Монополия. Олигополия.
Совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция (полиполия)- состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.
         Главные достоинства:
-       позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объёма;
-       обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;
-       ориентирует производителя на потребителя, т.е. на достижение главной цели- удовлетворения различных экономических потребностей человека.
Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.
         Недостатки:
-       имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата;
-       блага, которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производятся;
-       не учитываются разные вкусы потребителей.
Совершенная рыночная конкуренция-простейшая рыночная ситуация позволяющая  понять, как действительно функционирует, но в реалии встречается редко.
Несовершенная конкуренция- это конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и её изменяют. При этом объём продукции и   доступ производителей на данный рынок ограничен.
         Основные условия несовершенной конкуренции:
         - на рынке действует ограниченное число производителей;
         - существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос. налоги, лицензии) проникновения в данное производство;
         - рыночная информация искажена и не объективна.
Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т.к. ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.
         Различают три типа:
         - чистая монополия
         - олигополия
         - монополистическая конкуренция.

              продавец
покупатель
много
несколько
один
много
полиполия (совершенная конкуренция)
олигополия
монополия
несколько
олигопсония (олигопсония спроса)
билатеральная олигополия
ограниченная монополия
один
монопсония (монопсония спроса)
ограниченная монопсония
билатеральная монопсония


Чистая монополия- положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием одного продавца данного вида товара или услуги.
Характерными чертами является:
- уникальность продукта
- владение основными видами сырья
-низкие средние затраты
- патентные права (исключительные права, авторство)
-особые привилегии (лицензии-разрешение).
Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Существование монополий является неизбежностью, но отношение к ним неоднозначное.
Противники считают, что монополии пользуясь своим положением на рынке занимают объём производства; повышают цены, получают большую экономическую прибыль.
Сторонники считают:
- монополия занимается экономией на масштабе
- монополия занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР).
Благодаря крупным фирмам появляются около 80 % изобретений. Монополии постоянно занимаются инновациями, тем самым они продлевают свой статус открытой монополии (пока конкуренты не освоят технологию).

Олигополия (олиго-малочисленный, поли- продаю) - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Характерные черты:
- олигополии поставляют на рынок идентичную конкурентам продукцию (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию, например, стиральные порошки.
- на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция.
- возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции.
Положительные стороны:
- активное финансирование НИОКР;
- острая неценовая конкуренция приводит к увеличению дифференциации на рынке;
- в отличии от монополистических конкурентов олигополия реализует гораздо больше направлений.
Дифференциация продукции- предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Отрицательные стороны:
-используя возможность сговора олигополия может вести себя как чистый монополист;
- могут не достигать положительного эффекта масштаба, из-за того, что они меньше монополий;
- олигополии вынуждают заниматься неценовой конкуренцией, что увеличивает издержки;
- фирмы не стремятся полностью реализовать свой потенциал, компенсируя более высокие издержки более высокими ценами.

Монополистическая конкуренция- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Reebok» готовы заплатить за её продукцию большую цену, чем за товары других фирм, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т. д.


Характерные черты:
- наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
- невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
- чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистической конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Дифференциация может быть горизонтальной либо вертикальной. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
- совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
- преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
Дифференциация продукции может быть основана на:
- физических характеристиках товара;
- месторасположении;
- "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:
- вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");
- горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).
Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.

Темы рефератов

10-А
Гусев, Князёк, Козак, Кромаренко, Методжи, Мишин- тема «Биржи и биржевая торговля», «Прибыль»
Моисеев, Нестеренко, Нестерова, Петров, Полянский, Руденко- тема «Виды бирж», «Доход»
Сенченко, Часовских, Шалбузова, Шелудько, Яхненко, Киселева- тема «Биржевые посредники: брокеры и дилеры», «Выручка»


10-Б
Бородачёва, Гриценко, Коваленко, Коврига, Лопатинская- тема «Биржи и биржевая торговля», «Прибыль»
Павленко, Половникова, Попов, Пьянов, Радченко- тема «Виды бирж», «Доход»
Сукач, Тронза, Яблоновский, Мукосов- тема «Биржевые посредники: брокеры и дилеры», «Выручка»

Читать учебник Г. А. Ковальчук «Экономика» тема 11.


Комментариев нет:

Отправить комментарий